ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ.
Вадим Баханов – о необходимости курсов для водителей.

Экстремальное вождение. Гонщик и водитель.
Кто же, как не гонщики, обладающие богатейшим опытом экстремального вождения, могут знать все о поведении автомобиля в различных условиях. В процессе гонки пилот постоянно находится в экстремальных условиях, ведь для победы нужно постоянно вести борьбу на грани возможного. Если ты ближе всех подойдешь к этой грани, твоя скорость прохождения дистанции будет максимально возможной, только тогда сможешь стать первым. Если страхуешься, и уровень мастерства и опыта экстремального вождения не позволяют найти те приемы управления автомобиля, которые помогут пройти дистанцию с максимально возможной скоростью — не видать тебе первого места. Если переступил грань возможного — вылет с трассы, авария. Для того, чтобы как можно ближе подобраться к этой грани, используется множество различных приемов экстремального вождения. В зависимости от конструкции автомобиля, дорожного профиля и покрытия, множества других факторов пилот использует наиболее подходящий прием управления автомобилем в данной конкретной ситуации. Бывает, что при многократном прохождении одного и того же поворота, способ прохождения его меняется. В арсенале гонщика, для прохождения поворота, есть 5-6 способов, и в зависимости от конкретных дорожных условий он выбирает один самый оптимальный, а у обычного автолюбителя – всего один, ему и выбирать то не из чего.


Экстремальное вождение и страх

Экстремальное вождение автомобиля — достаточно творческий процесс, ведь ситуация меняется ежесекундно. Надо научиться быстро принимать решение по управлению автомобилем и выполнять его. Легче будет управлять автомобилем, если научиться прогнозировать и предотвращать аварийные ситуации. В экстремальных ситуациях все решают доли скунды, думать некогда. Нужно действовать. Но если водитель никогда не управлял автомобилем в таких ситуациях, естественно, страх сковывает действия, и первая реакция- ударить по педали тормоза и — куда вынесет. Другой вариант — хаотичные беспорядочные действия органами управления, что тоже приводит к плачевному результату. Именно в этих ситуациях водитель действует на подсознании, за счет мышечной памяти.


Навыки экстремального вождения
В стрессовых ситуациях, описанных выше, на помощь пилоту приходит мышечная память. Мышечную память нужно тренировать на специальных упражнениях, имитирующих ситуации экстремального вождения. Если этого не делать, то в аварийной ситуации, когда думать некогда, водитель не сможет сделать быстрых, а самое главное точных, управляющих действий.
В основном, водитель сам, своими неправильными действиями провоцирует автомобиль на потерю устойчивости и управляемости. Нужно, научиться, не нарушать баланс автомобиля, знать, на что он способен и не заставлять его сделать невозможное. Научиться правильно проходить повороты различной сложности, понимать, что такое перераспределение массы автомобиля в поворотах, на прямой, и на что это влияет. Нужно научиться прогнозировать реакцию автомобиля на наши управляющие действия. То есть, если мы вращаем руль, или жмем на педаль, мы должны знать, что произойдет с автомобилем дальше. Так же во время экстремального вождения нужно научиться прогнозировать развитие ситуации при потере устойчивости и управляемости, то есть скольжении. Это нужно для того, чтобы правильно реагировать органами управления.
Экстремальное вождение основано на чувстве автомобиля. Чувстве не только его габаритов, радиуса поворота, колеи, но и чувстве пробуксовки колес, блокировки колес или начала срабатывания АБС, боковых ускорений, замедлений при торможении и многого другого.
Если водитель хорошо чувствует автомобиль, то по первым признакам потери устойчивости и управляемости, ему легче стабилизировать машину своими опережающими действиями. Например, водители высокого класса резким опережающим поворотам рулевого колеса в сторону предполагаемого заноса и обратно могут предотвратить даже еще не начавшийся занос задней оси. Если водитель пропустил этот момент, автомобиль может вылететь с трассы или перейти во вращение. Хотя, даже и вращение, можно сделать управляемым и стабилизировать автомобиль, но это уже будет сделать гораздо тяжелее.
Такое чувство автомобиля, конечно же, нужно развивать специальными упражнениями экстремального вождения на закрытой площадке под руководством опытного тренера.


Значение практического опыта экстремального вождения
Учиться нужно у профессионалов своего дела- это безопаснее и надежнее. Накапливать нужно положительные навыки, а не отрицательные. Формирование опыта экстремального вождения должно быть планомерным, от простого к сложному, с подводящими упражнениями.
Распространенный вариант — занос задней оси на заднеприводном автомобиле. В основном, все знают, что нужно поворачивать рулевое колесо в сторону заноса, а вот на какой угол и как быстро — этого не знает практически никто. Это можно познать только на практике. В этом случае действовать нужно с опережением. Если водитель просто сопровождает занос поворотом рулевого колеса, первый занос он может и погасит, но вот эффект «динамического хлыста», когда занос пойдет в другую сторону, приведет к развороту или вращению.
В экстремальном вождении автомобиля очень много различных нюансов, которые сказываются именно в критических ситуациях.


Экстремальное вождение автомобиля, оборудованного системой стабилизации
Ошибочно полагать, что автомобиль, оборудованный системами стабилизации, все сам сделает и исключит ситуацию экстремального вождения. Во-первых, нужно научиться так управлять автомобилем, чтобы эти системы не срабатывали. Если они сработали, значит, водитель допустил ошибку и сам спровоцировал автомобиль на потерю устойчивости и управляемости. Во-вторых, эти системы помогают только при незначительных отклонениях от траектории движения. Если значительно превысить возможности автомобиля — ни одна система не поможет. В-третьих, если уж эта система сработала, а скольжение продолжается, водитель должен помочь системе стабилизации быстрыми и правильными управляющими действиями. Только тогда, совместными усилиями, можно быстрее стабилизировать автомобиль.


Защити себя от экстремальных ситуаций
Защитное вождение – стиль управления автомобилем, предполагающий использование специальных приемов и инструментов, которые помогут не попадать в критические ситуации.
Учебный курс «Защитное вождение» формирует у водителей особое мышление, направленное на предотвращение аварийных и предаварийных ситуаций путем системного наблюдения и своевременного обнаружения опасностей на дороге, на прилегающих территориях и в самом автомобиле. Правильное применение приемов «Защитного вождения» в десятки раз снижает вероятность попадания в ДТП.
Первым делом, нужно научиться, не попадать в экстремальные ситуации, научиться, не провоцировать автомобиль на потерю устойчивости и управляемости. А если уж попали, тогда надо владеть навыками экстремального (контраварийного) вождения.


Теоретические знания приемов управления автомобилем в различных ситуациях, в том
числе и экстремальных, бесполезны без практики
— Вы не сможете применить их в реальной ситуации. Приезжайте к нам в Центр Высшего Водительского Мастерства, и сами в этом убедитесь.
Наши занятия будут полезны не только начинающим водителям, но и водителям-профессионалам. Вы сможете более уверенно управлять автомобилем, преодолевать скованность в управляющих действиях. В конечном итоге, поездки на автомобиле станут для Вас удовольствием, а не каждодневным стрессом.